You are viewing mogarych

DJ Mogarych’s notepad - Удивительное стихотворение
April 17th, 2012
03:38 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Удивительное стихотворение

Вспомнил прекрасное стихотворение из детства, от которого было какое-то мистическое и пугающе-приятное ощущение:

Я видел павлина с хвостом огневым
Я видел комету с лицом дождевым
Я видел тучу на грядке растущую
Я видел репу по кочке ползущую
Я видел улитку сома проглотившую
Я видел речку пивом бурлившую
Я видел бочку с головку спички
Я видел слёзы на кукольном личике
Я видел глаза с огнём в глубине
Я видел дома над землёй в вышине
Я видел солнце в двенадцать ночи
Я видел того кто всё видел воочию.

Если «правильно» расставить запятые, то волшебство исчезает: о «комете с лицом дождевым», «домах над землёй в вышине» и «солнце в двенадцать ночи» гораздо приятнее думать. Захотелось узнать автора. К сожалению, автор неизвестен, а стихотворение очень старое, написано в Англии около 1665 года.

Вот оригинал:

I Saw a Peacock, with a fiery tail,
I saw a Blazing Comet, drop down hail,
I saw a Cloud, with Ivy circled round,
I saw a sturdy Oak, creep on the ground,
I saw a Pismire, swallow up a Whale,
I saw a raging Sea, brim full of Ale,
I saw a Venice Glass, Sixteen foot deep,
I saw a well, full of mens tears that weep,
I saw their eyes, all in a flame of fire,
I saw a House, as big as the Moon and higher,
I saw the Sun, even in the midst of night,
I saw the man, that saw this wondrous sight.

Буквальный перевод (игра с запятыми не работает):

Я видел павлина с огненным хвостом
Я видел пылающую комету сыплющую градом
Я видел тучу обвитую плющом
Я видел крепкий дуб ползущий по земле
Я видел муравья проглотившего кита
Я видел бушующее море полное пива
Я видел стакан венецианского стекла пятиметровой глубины
Я видел колодец полный выплаканных слёз
Я видел глаза людей объятые пламенем пожара
Я видел дом размером с луну и даже больше
Я видел солнце даже в полночь
Я видел человека который видел эти чудеса.

Текст этого подзабытого мною стихотворения я нашёл на сайте «Электронные пампасы», в предисловии к книге Уолтера де ла Мэра «Песня сна». Начал читать де ла Мэра — прекрасные стихи, прекрасный перевод Виктора Лунина и прекрасные иллюстрации Вадима Иванюка.

Вот, например, замечательно:

Откуда?

— Откуда в поле червяки? —
Спросил вдруг Тим меня.
Какой подвох! Вот так врасплох
Попасть средь бела дня!

— Откуда в поле червяки? —
Не унимался Тим.
Стоял я нем. Зачем, зачем
Пошёл гулять я с ним?

— О папа, папа! Объясни,
Откуда червяки? —
Ну как тут быть? Что объяснить?
Не мог я скрыть тоски.

Я в синеву небес глядел,
Глядел на льды реки,
На зимний луг, на всё вокруг…
Я тёр свои виски,

Но на его простой вопрос
Не мог найти ответ.
А может быть, на тот вопрос
Совсем ответа нет?

Так как де ла Мэр тоже англичанин, как и неизвестный поэт XVII века, вспомнил английского джазового композитора и пианиста Джорджа Ширинга, автора мелодии «Колыбельная Бёрдленда».



Бёрдленд — это джаз-клуб, который находился на 52-й улице Манхэттена, и там работал легендарный саксофонист, один из основателей стиля бибоп Чарли Паркер по прозвищу Бёрд (птица). Вот клуб и назвали территорией Птицы.

Так вот, на Яндекс.Музыке вот уже пару недель я слушаю совершенно изумительные записи, сделанные на студии MPS Records в конце 70-х годов Ширингом, контрабасистом Нильсом Педерсеном и гитаристом Луисом Стюартом. Три с половиной часа чистого кайфа. Ширинг играет в своей неповторимой манере — лаконичной, суховатой и очень приятной, Нильс Педерсен, как всегда, совершенен в игре на басу. Педерсена я знаю уже давно, потому что он долгое время работал с великим Оскаром Питерсоном. Питерсон называл его викингом (Педерсен — датчанин), а среди джазовых музыкантов Нильс-Хэннинг Эрстед Педерсен известен как «Великий-датчанин-с-бесконечным-именем» или под аббревиатурой NHØP.

Интересные особенности состава — все участники европейцы, что в джазе явление нечастое (англичанин, датчанин, ирландец), и в нём нет ударных, хотя классическое джазовое трио состоит из фортепиано, баса и ударных. Состав инструментов тот же, что и в одной из самых лучших джазовых записей — выступления трио Оскара Питерсона в Париже в 1978 году. Если Питерсон — это стихия, ураган и натиск, то Ширинг — это точность, аккуратность и созерцание. Когда слушаешь, почему-то ассоциации именно с Англией, с её парками, скамейками, с Франсисом Матьюзом, со странным красивым стихотворением неизвестного поэта, с картинками Тауэра и красными телефонными будками.

Вот мои самые любимые записи из этого альбома:









Tags: , ,

(Leave a comment)

DJ Mogarych’s node Powered by LiveJournal.com